ГУМАР КАРАШ

Источник: www.inform.kz

 Гумар Караш (1875-1921) - поэт, фольклорист, общественный и религиозный деятель, сторонник партии «Алаш».

Родился в Жанибекском районе Западно -Казахстанской области.

Обучался сначала в местном медресе, затем получил высшее духовное образование в медресе города Уфы по некоторым сведениям продолжал учебу в Стамбуле.

Гумар Караш является первым казахским казием (членом) Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи.

Получив мусульманское образование, Г.Караш некоторое время стремится к духовной карьере. Однако вскоре Г. Караш начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектеба и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем он с полной отдачей сил занимается литературным трудом, собиранием и изданием памятников казахской поэзии.

С его именем связано появление газеты «?аза?стан» и ряд острых полемических статей в газетах «Фикер» и «?аза?», «Д?рысты? жолы», журнал «Шура».

В 1902 году учительствовал в родном ауле. В годы работы в газете «?аза?стан», под руководством Ш.Бокеева собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «К?ксілдер».

При жизни поэта вышли пять поэтичных сборников: «Бала т?лпар», «?арлы?аш», «Тумыш», «А?а т?лпар», «Т?рымтай» и три исследовательские книги: «Ой?а келген пікірлерім», «?рнек», «Б?дел ?ажы».

Это были сильные стихи в жанре Тол?ау, внесшие новые формы в казахское стихосложение. Караш по праву считается одним из реформаторов, блестяще экспериментировавшим сочетание казахской традиционной поэзии с арабским стихом и внесшим свою лепту в ускорение этой формы в казахской стихосложении.

Караш- наиболее колоритная фигура в истории Приуралья - поэт, сочетавший в своем творчестве мужественный гражданский пафос с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым моральными категориями восточной теологии.

Сторонник партии «Алаш и его правительства Гумар Караш выступал против насильственных путей свержения существующего общественного строя и в поддержку выпустил сборник стихов «Алашты? азаматтарына», «Неден ?ор?амын», «К?н туды», но вскоре включился в борьбу за советизацию аула.

Участник съезда казахов Бокеевской орды в Орде (май 1917 года) и 2-го Всеказахского съезда в Оренбурге (5-13 декабря 1917 года). Делегат I съезда учителей Бокеевской губиспоком (24 сентября 1918 года) и 1-, 2-, 3-, 4-го съездов (в 1918-1920 гг.) Бокеевских губернских советов.

Редактор первого в Казахстане педагогического журнала «М??алімге». Просветительские взгляды изложил в труде «Педагогика». В 1920 году руководил отделом Бокеевского губисполкома.

Гумар Караш в начале ХХ веке опубликовал свои статии «Б?л ?ай заман?», «Тірішілік таласы», «Т?нсіз жан жо?», «Жастар?а», «?рине к?нелту керек», «?лт ж?не ту?ан ел», «?сер», «?аза?тар ха?ында», «За? м?селесі», «Ж?генсіздік адам?а жол ма еді?» и другие материалы в газетах и журналах «?аза? д?рысты?ы», «?аза?стан», «Ай?ап», «Д?рысты? жолы», «Шора», «Абай».

Гумар Караш под псевдонимом Габдолла Муштак опубликовал ряд статей в газете «?аза?» и журнале «Ай?ап», а также «??мар ?араш баласы», «??мар ?араш?лы», «Ахунд ??мар ?араш?лы», «??мар ?л-?араши», «Б?кей еліні? баласы», «??мар ?араш», «?.?», «?.М?шта?», «?абдолла М?шта?», «Ораза?ай», «?аза?аев», «??мар ?арашев».

Произведения Гумар Караша опубликованы на казахском языке в школьных учебниках, в сборнике «Антология казахской поэзии» и «Казахские поэты» на русском языке. Стихи и поэмы поэта, его философские размышления, рассказы и статьи вышли в сборниках «Замана» (Алматы, 1994).

Творческая и политическая деятельность поэта была прервана в 1921 году, он был зверски убит бандитами.

   Источник:

Казахстан, национальная энциклопедия, 2 том.

Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//363092-gumar-karash.html


Популярное