Юбилейные роторы

Источник: auto.lenta.ru

30 мая компания Mazda отмечает юбилей – 40 лет с момента продажи первого автомобиля с роторным двигателем. Им в далеком 1967 году стала модель Cosmo Sport (она же 110S). Это знаковое событие произошло всего через десять лет после изобретения роторно-поршневого мотора Феликсом Ванкелем.

Однако Mazda не была первой компанией, которая начала использовать двигатели подобного типа на серийных машинах. Первым автомобилем с роторным мотором стал немецкий NSU Wankel Spider, выпускавшийся с 1964 по 1967 год. Затем "моде" на "роторы" последовали такие известные бренды, как Citroen, Daimler-Benz и Alfa-Romeo. Однако вскоре они отказались от дальнейшего производства машин с таким типом двигателя, столкнувшись в рядом проблем. Среди них одной из важнейших являлась "прожорливость" таких моторов. Но в "Мазде" посчитали, что плюсов у этой технологии гораздо больше, чем минусов. Преимуществами несомненно являются огромный КПД, меньший, по сравнению с обычным двигателем внутреннего сгорания, удельный вес и габариты. И "японцы" не просчитались – вскоре роторные моторы Mazda стали "визитной карточкой" компании.

За все время выпуска машин Mazda, сменилось семь поколений "роторов". Самый первый из них образца 1963 года носил название L8A, а наиболее современный – Renesis – сейчас устанавливается на спортивный RX-8 и выпускается до сих пор.

Первые моторы

Двигатель L8A объемом 798 кубических сантиметров дебютировал на прототипе Mazda Cosmo на моторшоу в Токио в 1963-м. Несколько лет потребовалось японской компании, чтобы довести и мотор и машину до ума, и затем начать ее продажи.

Mazda Cosmo

Все серийные Cosmo, которые собирались вручную в количестве всего один экземпляр в день, с 1967 по 1968 год оснащались агрегатом с кодовым названием 10А – модернизированным вариантом L8A. Мощность мотора составляла 110 лошадиных сил, а крутящий момент – 130 Нм.

В том же 1968 году "Мазда" решила доказать, что роторно-поршневые двигатели очень надежны и ни в чем не уступают обычным ДВС. В результате Cosmo принял участие в 84-часовой гонке Marathon de la Route, которая проходила на знаменитом треке Нюрбургринг в Германии, и занял четвертое место. Для участия в соревнованиях объем моторов увеличили до 982 кубических сантиметров и немного доработали систему впуска. Благодаря всем усовершенствованиям мощность достигла уже 130 лошадиных сил.

И это еще было не все – 1968 год оказался очень насыщенным и богатым на события. В июле начался выпуск модернизированной модели Cosmo с увеличенной колесной базой - Series II/L10B. Двигатель у этой версии почти ничем не отличался от того, который устанавливался самые первые "Космо", однако мощность была увеличена до128 лошадиных сил, а крутящий момент возрос до 140 Нм. Мотор агрегатировался с пятиступенчатой механической коробкой передач. С такой силовой установкой Cosmo мог разогнаться до максимальной скорости 193 километра в час и преодолеть 400 метров за 15,8 секунды. За пять лет всего было произведено 1176 экземпляров этого автомобиля.

Mazda R100

В том же году Mazda запускает в производство новую «роторную» модель – купе R100 (она же Familia Rotary). Такая 100-сильная машина выпускалась пять лет – с 1968 по 1973 год. R100 стали первыми роторными автомобилями, которые были ввезены в США. В Америке эта модель продавалась всего лишь в течение одного года.

В семидесятых усовершенствование роторных двигателей продолжалось. Стартовал выпуск модели Capella (также известной как RX-2 ) с мотором под индексом 12А, мощность которого достигла 120 лошадиных сил (156Нм). Однако следующее поколение этой модели – RX3 – получила агрегат послабее – лишь 105 лошадиных сил. Автомобиль производился по 1978 год включительно и был чрезвычайно популярен во всем мире, а в Америке особенно.

Новый 126-сильный 1,3-литровый мотор с индексом 13А разрабатывался специально для переднеприводных автомобилей и устанавливался только модель R130 (или Luce Rotary Coupe), выпускавшуюся с 1969 по 1972 год. Такая машина экспортировалась в разные страны под разными именами, включая RX-4, 929 и Cosmo.

В 1973 году исключительно на рынок Северной Америки начались поставки первого мире роторного пикапа - Rotary Pickup. Через год в продаже появился даже автобус Parkway Rotary 26 со 135-сильным двигателем такого же типа. Тоже, конечно же, первый в мире.

Mazda RX-4

1,1-литровые моторы серии 12А выпускались на протяжении 15 лет – с 1970 по 1985 год. Кроме того, 12А стал первым роторным двигателем Mazda, который получил версию с турбонаддувом. Благодаря этому мощность такого "движка" достигла 165 лошадиных сил (186 Нм). Агрегат устанавливался на модели Cosmo RE Turbo, ставшим первым в мире серийным автомобилем, который был оснащен электронной системой управления впрыском. Кроме того, 12А устанавливался также на Luce (она же Mazda 929), Cosmo третьего поколения и RX-7. Модернизированный вариант – 12В – появился в 1974 году.

В 1973 году создан 1,3-литровый роторный двигатель 13В, который выпускался более 30 лет, и послужил основой для всех последующих роторных моторов компании Mazda. Его мощность составляла 135 лошадиных сил. Также существовал вариант этого двигателя с двухрежимным турбокомпрессором (устанавливался на модель Savanna RX-7 второго поколения, Luce пятого поколения и другие), который развивал мощность 185 лошадиных сил. В 1989 году максимальная мощность двигателя была доведена до 205 лошадиных сил.

Более современный вариант этого агрегата – двухлитровый трехроторный 280-сильный 20B-REW с двумя турбинами – стали устанавливать в 1990 году на купе Eunos Cosmo. В 1991 году начался выпуск модели RX-7 третьего поколения с двигателем типа 13B-REW с двумя турбинами мощностью 255 лошадиных сил.

Современность

Усовершенствование роторных двигателей Mazda продолжалось. Так например, для машин, участвующих в 24-часовых гонках Ле-Мана, был разработан 700-сильный "ротор" объемом 2,6 литра. А в 1991 году команда "Мазда" выиграла эти соревнования благодаря четырехроторному двигателю R26B.

В 2003 году инженеры японской компании наконец-то решили отказаться от буквенно-числовых обозначений моторов и представили 1,3-лировый 250-сильный Renesis, дебютировавший на купе Mazda RX-8.

В том же году Renesis завоевал титулы "Двигатель года" и "Лучший новый двигатель". Кроме того, он находился в 2004 и 2005 годах в списке десяти лучших моторов мира.

Все только начинается

Mazda RX-8

В Mazda обещают, что к 2010 году будет выпущено новое поколение Renesis для модели RX-8. По заявлению представителей компании, он будет значительно мощнее и экономичнее нынешнего. Кроме того, уже в следующем году должна состояться премьера серийного гибридного автомобиля, двигатель которого будет работать как на водороде, так и на бензине. В настоящий момент на концепт-каре RX-8 Hydrogen RE проводятся испытания этого мотора. Его мощность – 107 лошадиных сил. А на одной заправке водородом такой RX-8 может проехать 100 километров. А если заправиться водородом и 80 литрами бензина, то дальность поездки увеличится до 547 километров.

На сегодняшний день Mazda является единственной компанией выпускающей автомобили с роторными двигателями. Японцы смогли избавиться от многих недостатков "роторов" и доказали, что подобная технология имеет право на существование, и продолжают, несмотря ни на что, ее развивать.

Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//44542-jubilejjnye-rotory.html


Популярное

23 апреля 2019

Представлен проект самолета для перевозки ракет на Восточный

29 апреля 2019

Умер создатель самолета Ил-76

5 мая 2019

В России соберут первый боевой трактор

9 мая 2019

Производитель SSJ-100 ответил на обвинения в ненадежности самолета

19 апреля 2019

На барахолке Алматы умер ребенок

24 апреля 2019

Назначен руководитель управления общественного здравоохранения Нур-Султана

23 апреля 2019

Медики Карагандинской области поддержали выдвижение кандидатуры Токаева на выборы

11 мая 2019

Шымкентские полицейские пригласили "танкиста" на беседу

11 мая 2019

Казахстан проиграл Германии на Мировых пляжных играх

11 мая 2019

В Казахстане стартовала предвыборная агитация