Возвращение «блудных касс»

Источник: liter.kz

АО «Пассажирские перевозки» приступает к продаже билетов

АО «Пассажирские перевозки» начинает наводить порядок в собственном доме. Первым шагом на этом пути стало возвращение железнодорожных билетных касс в помещениях вокзалов в государственное лоно. Как известно, в лихие 90-е годы билетные кассы, по решению тогдашнего железнодорожного начальства, были отданы частному сектору, якобы в конкурентную среду. Как показала жизнь, это оказалось ошибочным представлением о рынке. Вместо предполагаемого порядка – дефицит билетов, ажиотаж перед кассами, столпотворение на вокзалах и темные личности на привокзальных площадях, оказывающие столь же сомнительные услуги по приобретению билетов.На этой неделе железнодорожники приступили к нормализации работы в сфере продажи билетов. Теперь все кассы, находящиеся на территориях вокзалов, вновь переходят в ведение АО «Пассажирские перевозки». О том, что это означает и какая для населения выгода от «восстановления исторической справедливости», рассказывает исполняющий обязанности президента АО «Пассажирские перевозки» Байдалы Даримбетов.

Самая бедная «дочка» «Казакстан темiр жолы» – АО «Пассажирские перевозки» начинает наводить порядок в собственном доме. Первым шагом на этом пути стало возвращение железнодорожных билетных касс на территориях вокзалов в государственное лоно. Как известно, в лихие 90-е годы билетные кассы, по решению тогдашнего железнодорожного начальства, были отданы частному сектору. Якобы в конкурентную среду. Как показала жизнь, это оказалось ошибочным представлением о рынке. Вместо предполагаемого порядка и четкости мы получили большой базар – дефицит билетов, ажиотаж перед кассами, столпотворение на вокзалах и толпы темных личностей на привокзальных площадях, оказывающих столь же сомнительную эскорт-услугу по приобретению билетов. Разумеется, не просто так. С этим как-то надо было бороться.
На этой неделе железнодорожники приступили к нормализации работы в сфере обслуживания пассажиров, а именно – продажи билетов. Теперь все кассы, находящиеся на территориях вокзалов, вновь переходят в ведение АО «Пассажирские перевозки». О том, что это означает и какая для населения выгода от «восстановления исторической справедливости», рассказывает исполняющий обязанности президента АО «Пассажирские перевозки» Байдалы Даримбетов.
– Переход вокзальных касс к национальному перевозчику никоим образом не нарушит привычную работу по реализации билетов. За пределами вокзалов в крупных городах и населенных пунктах проездные документы по-прежнему будут реализовывать частные билетные агентства, но не получая при этом комиссионного вознаграждения и без доступа к нашим терминалам и государственному оборудованию. Впрочем, не закрыты сюда двери и для остальных, если только они пожелают честно работать вне пределов вокзальных помещений. Ведь ежегодно доля продаж билетов во вневокзальных кассах составляет 40% от общей суммы, для частника это очень привлекательный рынок. Какой смысл ехать по нынешним пробкам на вокзал, если можно купить билет в двух шагах от дома? Поэтому частникам следует развивать именно вневокзальную сферу как перспективную.
Как ни странно, инициаторами пересмотра существовавших договорных отношений стали вовсе не мы. Этому предшествовало определение специализированного межрайонного экономического суда, приостановившее проведение конкурса по государственным закупкам на продажу проездных документов в билетных кассах, расположенных в зданиях железнодорожных вокзалов, по иску Ассоциации частных агентств «Парасат». Согласно новому законодательству, проведение тендеров стало бы незаконным, и в условиях форс-мажора нам пришлось изыскивать собственные ресурсы для обеспечения бесперебойной продажи билетов. С этой проблемой мы справились.

– Получается, героическими усилиями пришлось исправлять результаты сомнительного эксперимента десятилетней давности...

– Ну что теперь делать?! Признание собственных просчетов в какой-то мере означает если не силу, то уж наличие характера точно. Как сказал один киногерой в исполнении блистательного Владимира Высоцкого, «правопорядок в стране определяется не наличием преступников, а умением властей их обезвреживать». И мы исправляем свои ошибки, которые обошлись не только материальными потерями, но и престижем, репутацией, которые стоят много дороже.

– Что принципиально изменится для населения от ваших «признаний»? Разве от перемены мест сумма не остается той же?

– Применение математических законов здесь неуместно, даже некорректно. Хотя бы потому что работники АО «Пассажирские перевозки» при необходимости круглосуточно находятся на рабочих местах. А вот частники, как свидетельствуют факты, такой самоотверженностью, увы, не отличались. К сожалению, менталитет их во многом остался на уровне прежней «частной лавочки». Ведь сколько мы получали упреков и жалоб из-за того, что пассажир не мог приобрести билет или сдать его, если опоздал на поезд или поменял планы! И только потому, что кассир отсутствовал на рабочем месте. А ведь у железной дороги строгие правила возврата – чем меньше времени до отбытия поезда, тем больше сумма потерь. И кому это интересно, что пострадал человек по вине нерадивого работника, представляющего частную контору? И кто это будет объяснять? А для обывателя привычно виновата пресловутая железная дорога, на которой «никогда не было порядка…».
Таких примеров очень много. Если в крупных городах можно обратиться в другие кассы, то в отдаленных населенных пунктах, где всего одна или две точки продажи и нет кассира, пассажир вынужден стать «зайцем» или терять деньги. Например, весной этого года группа из 59 человек из-за поломки автобуса опоздала к поезду на станции Хромтау. И самое печальное, люди не смогли воспользоваться правом вернуть билеты в течение трех часов после отправления поезда. Причина банальна: отсутствие билетного кассира на рабочем месте. И это только один из множества зафиксированных фактов, а сколько осталось «за кадром»?! Ведь частные агентства по продаже билетов систематически нарушают правила продажи билетов: неправильно заполняют бланки, пишут неверно фамилии и т.д. Не говоря уже о том, что агентства систематически задерживают перечисление денег за вырученные билеты, а мы несем убытки. Это порождает массу претензий и справедливое возмущение пассажиров. А «отдуваться за того парня» и получать незаслуженные шишки приходится нам – государственному перевозчику.
К слову, примерно такая же ситуация получилась и с вокзалами. В тот же период модной реструктуризации более двух сотен вокзальных комплексов также были отданы в органы местной власти и тем же частникам. В массе своей они сегодня влачат жалкое существование, не получая достаточного финансирования. У семи нянек дитя осталось без глаза…

– А механизм продажи билетов можно исправить только передачей касс или есть другие действенные методы?

– Методы есть, сейчас мы передаем оперативное управление кассами АО «Вокзал-Сервис». Это позволит упростить систему контроля за работой касс, а также улучшить обратную связь. Иначе говоря, все жалобы и недовольство пассажиров будут рассматриваться на месте, это позволит избавиться от бюрократии и более четко выявлять причины недовольства граждан и слабые стороны работы касс.
А с частниками у нас дело доходило до абсурда. Из-за несогласованных действий наших служб, когда составлялись договорные отношения, мы передали партнерам свое оборудование с терминалами. А они вовремя почувствовали слабину наших позиций и по сути вошли в наш дом со своим уставом. Они перестали быть подконтрольными нашим ревизорам и финансистам. АО «Пассажирские перевозки» во многом из-за собственных просчетов в менеджменте превратилось чуть ли не в проходной двор. А зарвавшиеся от беспредела наши горе-партнеры уже пытались вытирать о нас ноги. Дошло до того, что нам стали угрожать, всячески оказывать давление. Так далее продолжаться не могло. При этом, когда заключались договоры, именно частники вышли с инициативой оборудовать точки продажи за свой счет. За 10 лет (!) эти агентства оборудовали лишь одну кассу на ст. Жана-Семей, тогда как им только за шесть месяцев этого года выплачено комиссионного вознаграждения 482 миллиона тенге.

– Своего рода притчей во языцех стала проблема перепродажи проездных документов, буйным цветом распустившаяся особенно в южных регионах… «Мафия» действительно непобедима?

– Да, это настоящий бич, но не стоит преувеличивать. Малоприятные субъекты, челноком снующие у касс и на привокзальных площадях, зарабатывая на дефиците билетов, действительно приносят немало проблем. Как правило, перекупщики и кассиры вступают в сговор и, оформляя через частную кассу групповой билет, реализуют через посредников в розницу. Примерно так же поступают и с детскими проездными документами, при этом получая скидку за групповой заказ. К тому же частника не могут проверить ревизорские службы национального перевозчика, нет никаких рычагов управления ими. Это лишь один пример. Этот коррупционный механизм был запущен и отлажен в период, когда большинство касс принадлежало частным структурам. Поверьте, недолго осталось этим «сайгакам», как называют их в народе, скакать по площадям. А технологию борьбы позвольте не рассекречивать до поры до времени…
Нельзя сказать, что до сих пор с ними борьба не велась. Проводились и проводятся совместные рейды с силовиками, хотя они малоэффективны: в нашем законодательстве нет соответствующей статьи, под которую можно было бы подвести жуликов, «героев» теневого рынка. А доказать, что, перепродавая билет, человек занимается незаконной деятельностью, крайне затруднительно. Но мы постараемся найти на них управу. Сделаем так, чтобы асфальт плавился под «копытами» этих «сайгаков». Недолго им осталось вольготно гарцевать у билетных касс…

– Видимо, мало вернуть кассы назад, но еще надо думать и о том, как улучшить сервис в этом секторе?

– Согласен. Помимо борьбы с перекупщиками и нечистыми на руку частниками внедрены и новые способы продажи билетов. С начала июля в рамках пилотного проекта внедрена система резервирования проездных железнодорожных документов через Интернет на поезд №4/3 сообщением Астана–Алматы, которая позволит обеспечить удобный доступ населения к услугам пассажирского транспорта. Имея пластиковую карточку для оплаты билета через Интернет, можно заранее купить его и перед выездом получить в кассе обычным способом, предъявив код, подтверждающий покупку. Кассир сверяет ваши данные и распечатывает билет. Если вы передумали ехать, то в течение часа билет можно вернуть в on-line режиме, а по прошествии часа – в обычном порядке через кассу, при этом не стоит забывать, что время возврата обратно пропорционально сумме. Продажа билетов через Интернет позволяет купить билет в любой точке планеты за 45 суток до отправления состава.
В дальнейшем АО «Пассажирские перевозки» планирует внедрить продажу билетов на все маршруты. Кроме того, мы рассчитываем внедрить на железнодорожных вокзалах билетные терминалы, которые заменят определенную часть касс, превратившихся, как ни грустно, в некое «яблоко раздора»...

Алина ИСМАГУЛОВА, Астана (специально для «Литера»)

P.S. Недоразумение с билетными кассами и связанные с этим разборки возникли не только в Казахстане. Подобный опыт искусственного создания псевдорынка был замечен у наших северных соседей. В той же России большая часть касс принадлежит сейчас АО «РЖД» – они смогли быстрее навести порядок в этом секторе. Существуют, конечно, и частники, но при этом за право реализовывать билеты они платят определенную сумму железнодорожникам, а не наоборот, как это было в Казахстане до недавнего времени. Запустили в свое время в этот сектор частников и в Украине. Но там гораздо раньше прозрели и года через три вернули билетные кассы в лоно государства. А нам для этого понадобилось десять лет…
Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//61642-vozvrashhenie-bludnykh-kass.html


Популярное

17 ноября 2019

Airbus решил создать самолет без вредных выбросов

19 ноября 2019

Т-80 и Abrams отработали атаку

19 ноября 2019

Россия распечатала заначку с ракетоносцами

20 ноября 2019

Усиленные российские Т-80 напугали Норвегию

20 ноября 2019

Российский вертолет получит канадский двигатель

21 ноября 2019

«Самолету XXI века» пообещали российские композиты

21 ноября 2019

Обнаруженное у американских берегов российское судно-шпион снова потеряли

22 ноября 2019

Илон Маск представил неуязвимый пикап будущего

23 ноября 2019

Российский военный спутник сгорел в атмосфере

24 ноября 2019

Бронированный пикап Илона Маска за сутки заказали 146 тысяч раз