Космонавты снимут с МКС робота, проработавшего в космосе больше 6 лет

Источник: newskaz.ru

© РИА Новости АСТАНА, 15 ноя – ИА Новости-Казахстан. Космонавты Федор Юрчихин и Олег Скрипочка во время выхода в открытый космос с Международной космической станции (МКС), который намечен на 15 ноября, официально завершат эксперимент “Контур”, посвященный дистанционному управлению космическими роботами с Земли, сообщает РИА Новости со ссылкой на  пресс-службу Роскосмоса.

Как пояснил РИА Новости заведующий кафедрой телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и научный руководитель эксперимента “Контур” Владимир Заборовский, эксперимент был посвящен созданию космических роботов, управляемых через интернет.

Робот, доставленный на МКС в 2003 году, работал по программе германского космического агентства DLR , а затем в мае 2008 года начался российский эксперимент “Контур”. Робот на борту станции, управляемый сигналами с Земли, выполнял ряд технологических операций, в основном связанных с отработкой силомоментного управления (когда оператор робота может чувствовать сопротивление, которое испытывает “рука” робота).

Как отмечает пресс-служба Роскосмоса, Юрчихин и Скрипочка в ходе выхода в открытый космос демонтируют моноблок Robotik, установленный на служебном модуле “Звезда”.

“Эксперимент заканчивается, робот демонтируется, возвращается на Землю для исследования, как он там себя вел – он был довольно долго в космосе”, – сказал Заборовский.

По его словам, продолжением эксперимента станет проверка возможностей управления роботами на Земле с космической орбиты.

“На МКС в следующем году будет отправлен джойстик и лэптоп, который будет подключен к этому же каналу, и космонавт с борта МКС будет управлять роботами на Земле”, – отметил Заборовский.

Он отметил, что в продолжении эксперимента будет участвовать антропоморфный робот специалистов из Германии, а также разрабатываемый в России робот-прототип будущих космических манипуляторов “змееподобной” конструкции, состоящий из множества сочленений. Такой робот не может работать на Земле из-за силы тяжести, а в космосе может принимать любые конфигурации и “решать задачи, которые современным роботам недоступны”.

Начало очередного выхода в космос запланировано на 17.30 мск понедельника, космонавтам предстоит отработать за бортом МКС не менее шести часов. Для 51-летнего Юрчихина это пятый выход в космос за его космическую карьеру, Олег Скрипочка выйдет в открытый космос впервые.