Все включены

Источник: www.time.kz

В Казахстане запускают проект по реализации инклюзивного образования (англ.Inclusive- включающий в себя). В некоторых школах уже появились классы, где вместе со здоровым детьми учатся их сверстники с ограниченными возможностями. Это лишь первые шаги. Возможно, в скором времени такая практика станет повсеместной. Министерство образования и науки РК создало рабочую группу, в которую вошли специалисты из различных областей, они должны разработать план мероприятий по инклюзивному образованию.

В семьеАЯЗБАЕВЫХдва ребенка-инвалида. Ажар – 16 лет, Азамату – 14. В детстве им поставили диагноз – спинальная амиотрофия. Это сложная генетическая патология, при которой происходит поражение мышц. Ребята никогда не ходили в обычную школу.
-Когда Ажар подросла и встал вопрос об обучении, я понимала, что дочь не примут в общеобразовательную школу, – говоритмама Балжан АЯЗБАЕВА. -Она тогда плохо ходила – кто бы стал с ней возиться? У нас просто не было выбора, поэтому Ажар обучалась на дому. Другого варианта нам никто не предложил. Я видела, что в городе нет классов для таких детей, как моя дочь. Ситуация повторилась, когда подрос Азамат. Он уже нормально ходил, прекрасно разговаривал, но все равно учился в спецшколе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. У Ажар и Азамата все в порядке с интеллектом, они хорошо усваивают материал, и проблем с речью у них нет. Но они по определению не могли попасть в обычную школу, потому что у них есть инвалидность. В учебных заведениях нет условий для человека на коляске, педагоги не знают, как работать с такими детьми, да и сами школьники не всегда адекватно относятся к таким ребятам, как Ажар и Азамат. Не знаю, приняли бы их в коллективе или нет. Ведь дети жестоки.

- И все же вы бы хотели, чтобы ваши дети учились в обычной школе? – Раньше я бы согласилась. Это ведь общение и нормальное образование, потому что знания, которые детям дают в спецшколах, все-таки дают не на должном уровне. Но сегодня я бы отказалась от такого предложения. Мои дети уже выросли, и если бы они сейчас попали в обычную школу, для них это было бы стрессом.

Отношение к инклюзивному образованию далеко не однозначно. Казалось бы, идея хорошая. Только не всегда она находит поддержку.
Вот что говоритдиректор общественного объединения “Центр социальной адаптации детей” Елена КОЛМОГОРОВА:
-Мы начали продвигать идею инклюзивного образования два года назад. Чтобы изучить, какие нужны условия для создания подобных классов и просчитать финансовые затраты, решили устроить в общеобразовательную школу детей с ограниченными возможностями. Приведу лишь один пример. В 2009 году в Астане в первый общеобразовательный класс пошла девочка с нарушением слуха. Ее воспитывает бабушка, с которой нам пришлось провести большую работу. Она боялась: вдруг не получится? куда после этого отправлять ребенка? К тому же для детей, которые учатся в интернатах, предусмотрено очень много льгот. Их бесплатно привозят на занятия, кормят, для детей организованы специальные классы. Не все родители могут от этого отказаться.

- А другие родители детей-инвалидов охотно соглашались поучаствовать в вашем проекте?
-Многие отказывались. Мы рекомендовали для обучения в общеобразовательной школе десять детей, но согласились родители всего лишь двоих. Обычная школа – это дополнительные сложности. В интернате ребенок находится целый день, а здесь его нужно вовремя забрать, помочь сделать уроки, дополнительно позаниматься. Не все родители готовы это делать. Так что проблема часто именно в них, а не в том, как многие считают, что над “особенными” ребятами будут издеваться здоровые сверстники. Маленькие дети, напротив, принимают их в коллектив, окружают заботой и сами становятся добрее и милосерднее. В России в детские сады, в которых есть интегрированные группы, выстраиваются очереди. Родители здоровых детей хотят отдать своих чад именно в такие группы. Сейчас, когда проект набрал обороты, нам звонят мамы и папы ребят с ограниченными возможностями и просят устроить их детей в обычную школу. Многие из них поняли, что это может изменить их жизнь.

Вот как оценивает перспективы инклюзивного образованиядиректор Национального центра коррекционной педагогики Баглан ХАЛЫКОВА: – Я бы не сказала, что сейчас наше общество готово к введению инклюзивного образования. Несколько лет назад мы проводили анкетирование и поняли: родители здоровых детей не очень рады тому, что их чада, возможно, будут учиться вместе с инвалидами. Хотя сами школьники относятся к этому нормально. Проблема – во взрослых. Они боятся, что маленькие дети будут повторять стереотипы поведения ребят-инвалидов, думают, что они могут как-то навредить. Некоторые признают, что им просто не нравится, как выглядят и ведут себя дети с ограниченными возможностями. Подобное отношение нужно менять. Должно быть больше совместных мероприятий, в которых участвуют здоровые ребята и дети-инвалиды, создавать интегрированные группы в детских садах.

- Некоторые считают, что спецшколы нужно закрыть.
-А где будут учиться дети с тяжелыми патологиями? Спецшколы и инклюзивные классы должны существовать параллельно. Здесь очень много тонкостей, на которые нужно обратить внимание. Несколько лет назад девочка-колясочница пошла в обычную школу. Ее везде сопровождала няня, которую наняли родители. На переменах все дети бегали, веселились, а девочка сидела и смотрела на них. Няня не могла спустить ее с одного этажа на другой. У ребенка начались проблемы, она сама чувствовала себя не такой, как все, хотя дети относились к ней хорошо. Вопросов очень много, и здесь не должно быть перегибов. Международные организации говорят о том, что мы должны внедрять инклюзивное образование как можно быстрее. Но, думаю, форсировать события нельзя.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//689800-vse-vklyucheny.html


Популярное