Отечественный кинематограф ждет новая волна молодых режиссеров


Штормовое предупреждение

 

Отечественный кинематограф ждет новая волна молодых режиссеров.

Интерес к отечественному кинематографу растет не только среди казахстанцев, но и на Западе, об этом говорят не только разные фестивальные трофеи, но кассовые сборы.

В результате только за последний год количество кинофестивалей увеличилось вдвое. Однако, несмотря на это, одним из самых ярких и важных кинофорумов по-прежнему остается «Евразия». В преддверии этого масштабного события мы решили встретиться с руководителем национальной киностудии «Казахфильм» Ермеком Аманшаевым, чтобы узнать, чем нам запомнится шестой по счету кинофестиваль и в каком направлении сегодня развивается отечественный кинематограф.

– В прошлом году фестиваль «Евразия» молчал, для чего вы брали эту паузу?

– Как мне кажется, было принято очень правильное решение взять паузу в фестивальном движении и сосредоточиться на развитии кинопроизводства в стране. Если вы вспомните фон последнего фестиваля 2008 года, в производстве тогда находилось очень мало картин. В год отечественное кино в прокате занимало всего три процента. И за один год фестивального молчания мы увеличили эти показатели до семи процентов. И сегодня в год в прокат выходит больше 15 картин, в то время как в 2008-м было всего две или три картины. Фестиваль должен быть показателем определенного состояния киноиндустрии в стране, и сегодня, когда мы в этом плане переживаем момент подъема, мне кажется, проводить фестиваль уже уместно. Так, 21 сентября в Государственном русском академическом театре имени Лермонтова в шестой раз свои двери откроет кинофестиваль «Евразия». Формат конкурса остался прежним – центральноазиатское кино, правда, в этом году мы добавили еще и тюркский мир. В последнее время в европейских кинофестивалях большое внимание уделяется кинематографу нашего региона. Также в рамках кинофестиваля планируются мировые гала-премьеры, особые события казахского кино, «круглые столы» о создании кинорынка в рамках кинофестиваля.

– Как много отечественных картин примет участие в конкурсной программе фестиваля?

– Казахстан, конечно же, будет представлен в конкурсной программе, возможно, даже сразу две или три картины. Сейчас идет отбор, в котором участвуют проекты не только «Казахфильма», но и частных кинокомпаний, кто в результате примет участие в кинофестивале, говорить пока рано.

– В производстве у «Казахфильма», да и многих частных компаний, сегодня находится немалое количество картин, а на участие в «Евразии» претендуют всего два или три фильма, получается, сегодня для отечественных кинодеятелей приоритетным является коммерческое направление?

– Во-первых, в конкурсе участвуют кроме Казахстана еще около 8 стран, а картин участвует всего 12. Во-вторых, я не могу говорить за частные кинокомпании. Что касается фильмов фестивального формата, то на сегодняшний день в киностудии планируются работы по проектам Дарежана Омирбаева «Студент», Ермека Турсунова «Шел старик по полю» (рабочее название), на различной стадии «Нереальная любовь» Амира Каракулова, «Поздняя любовь» Сабита Курманбекова, на стадии написания сценария проект Серика Апрымова, в рамках копродукции (участвуют 5 стран) идут съемки фильма «В ожидании моря» Бахтиора Худойназарова («Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля), которые, на мой взгляд, займут достойное место в том числе и в кинофестивальном ряду. Хочу подчеркнуть – наша задача постараться попасть в основную конкурсную программу фестивалей класса А, а это задача непростая. До сих пор ни одна казахстанская картина не выигрывала призы в основных конкурсных программах кинофестивалей класса А.

Следует отметить, раньше, когда картины не выходили на большие экраны, международные кинофестивали, пусть различного формата и калибра, были единственной возможностью выставить свой труд и узнать мнение киноведов и зрителей и добиться признания. Сегодня ситуация в отечественной киноиндустрии меняется. Кроме фестивалей, где также активно позиционируемся, появилась возможность выхода на массового зрителя, и это не могло не отразиться и на наших режиссерах. Для кинематографистов сегодня гораздо престижнее выходить на своего зрителя, на прямое общение со своими современниками, а отсюда широкий спектр интересов и тем, жанров, которые импонируют зрителям. В этом смысле обнадеживают первые работы целой плеяды молодых ребят, талантливых режиссеров, называющих себя «Штормом» или «Новой волной», которые сформировали клуб при киностудии и у которых есть не только отличные идеи, но и огромное желание и возможности воплотить их. Это Адильхан Ержанов, Канагат Мустафин, Фархат Шарипов, Ахат Ибраев, Талгат Бектурсынов, Эмир Байгазин, Жасулан Пошанов, Серик Абишев и др. Примечательно, что они работают в различных жанрах, привнося в кинематограф многоплановость и гущу интересных тем жизни. Я думаю, что они и определят через некоторое время основные тенденции развития национального кинематографа.

– Молодые люди, наверное, призваны внести в отечественную киноиндустрию не только новый формат, но и свежие идеи. Или все-таки нехватка идей и крепких сценариев осталась?

– Эти вечные кинематографические проблемы существуют не только в казахстанской киноиндустрии, они хорошо знакомы даже Голливуду. Но, несмотря на это, мы все-таки пытаемся идти в ногу со временем и как-то бороться с таким положением вещей. Так, например, ежегодно «Казахфильм» проводит разные конкурсы, призванные выявить пишущих людей. Мы принимаем не только готовые сценарии, но даже идеи, если они действительно стоящие и их можно будет потом развить и превратить в качественное кино. Более того, организовываем специальные мастер-классы с настоящими профессионалами этой индустрии и пытаемся как-то восполнить этот пробел.

Также мы совместно с компанией «Базелевс» Тимура Бекмамбетова проводим онлайн-курсы, в которых принимают участие 15 молодых сценаристов. На протяжении нескольких месяцев с ними работают голливудские и европейские специалисты-сценаристы, они дают им задания, а после разбирают ошибки и показывают, что нужно сделать, чтобы сценарий стал лучше. Целью этих курсов является получение готовых разработанных сценариев. А по окончании этой стажировки эти ребята в течение определенного времени будут работать на «Казахфильме», принимать активное участие в разработке, развитии сценариев, кинопроектов и т.д.

– Дефицит сценариев – это единственный пробел, который сегодня приходится восполнять «Казахфильму», или нет?

– Для того, чтобы отечественная киноиндустрия развивалась дальше, необходимо развивать ее законодательную базу, национальные телекоммуникационные каналы должны активнее участвовать не только в продвижении, рекламе, но и в создании собственных проектов-контентов, также необходимо развивать прокатно-дистрибуционную базу в рамках государственно-частного партнерства и т.д. Для того, чтобы появились инвестиции в кинематографе, нужны успешные проекты, тогда легче разговаривать с инвесторами. Сегодня, как я уже не раз говорил, мы нацелены на многожанровое кино, которое включает в себя весь спектр жанров и тем, которые волнуют людей, в том числе и авторское кино. То есть речь идет не только о развитии одного жанрового направления в кинематографе, речь идет о развитии киноиндустрии в целом, только тогда кинематограф заживет в полную силу.

 

Марго ЭРВАНД, фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы

 



Сайт газеты «Литер»

Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz/novosti/kazakhstan/188116-otechestvennyjj-kinematograf-zhdet-novaja-volna.html


Популярное