Баян Есентаева как порождение нашего шоу-бизнеса и как зеркало казахстанского ТВ


Есть такой злой мужской анекдот, впрочем, вполне приличный. Можно до бесконечности смотреть на три вещи в мире: на течение воды, на пламя костра и на то, как паркуется блондинка. Блондинка может быть и ненатуральной, крашеной, она может быть, как в нашем случае, даже вполне натуральной брюнеткой, но… Овал лица, абрис шеи, изгиб запястья на руле. А эти вдруг широко распахнувшиеся глаза, когда она тюкает бампером уже припаркованные машины.

Впрочем, Баян Есентаева (а это о ней идет речь), можете не сомневаться, паркуется быстро, умело, технично. И ни царапинки на скуластой морде авто! Но… этот лебяжий изгиб шеи, наклон головы – от них бросает в жар и холод. А распахнутый глаз верблюжонка в окаймлении длинных ресниц! У мужской части населения учащается пульс, и каждый чувствует себя мачо. А девушки… о-о, девушки цепенеют от восторга и зависти, теряют голову – хотят быть точь-в-точь как она. «Дайте ваш телефон!», «Научите, как стать знаменитой!», «Хочу стать звездой»… Это вы прочтете в Интернете, в комментариях к любому ее интервью и к любым ее откровениям с телеэкрана, что в изобилии выложены в нашей вездесущей сети.

Слово «звезда» ключевое в ее лексиконе. То есть то, что сама Баян Есентаева – звезда, не может подлежать никакому сомнению. Фильм «Коктейль для звезды» – аргумент исчерпывающий. Она была продюсером, она сыграла одну из главных ролей. Фильм – редкий случай! – не провалился в прокате, «отбил» затраты на свое производство и даже дал прибыль. Пиар-кампания тут была, конечно, необходима. Но обычна она предшествует выходу фильма, дабы привлечь зрителя в кинозалы. В данном же случае она началась как бы post scriptum и неудержимо продолжает набирать обороты.

Что ж, зрителю пришлась по вкусу дурнушка Молдир, детдомовка и во всех смыслах гадкий утенок, из которой Баян в одночасье сделала звезду. Молдир вдруг превращается в прекрасного лебедя, и у ее ровесниц взыграли затаившиеся комплексы, им захотелось тоже в одночасье взлететь. Невозможное кажется возможным, тем более что иллюзия жизни была почти полной, героини фильма носили те же имена и фамилии, что и в жизни, все было узнаваемо, привычно. А главное – рецепт превращения дурнушки в звезду был предельно прост: обрядить ее в модные тряпки, проследить, чтобы рот у нее был по возможности закрыт. Разумеется, соответствующий макияж и умение держаться на публике, а когда надо, принимать эффектные позы. Да, кстати, еще одна мелочь: нужен голос, все-таки из Молдир хотят сделать звезду шоу-бизнеса. Голос у Молдир чудесным образом обнаружился. Она запела, она звезда, ей рукоплещут, девочки-дурнушки наперебой берут у нее автографы. И даже кумир ее девичьих мечтаний Мейрамбек Бесбаев публично отверг гламурную воздыхательницу и зачарованно ловит взгляд Молдир.

Ну, были, правда, кой-какие трения между кудесницей Баян и строптивицей Молдир. Ну, едва не свернула шею Баян, забывшись в гневе и печали за рулем и наехав на столб. Да, они чуть не расстались, но… ко всеобщему ликованию, вновь достигли консенсуса и вскоре подарят нам новую концертную программу.

И у юного, восторженного существа, посмотревшего этот фильм, появляется скромное, но неодолимое желание тоже стать звездой. Шоу-бизнеса. А значит, и телеэкрана. Стать не летчиком, не мореплавателем, не врачом или там конструктором, тем более – упаси Бог! – плотником. Ну, на худой конец, для разгона – работником банка, финансистом. Там, говорят, хорошие деньги платят. Слабое, но утешение, если не получится стать звездой. Но – должно получиться! Тем более если за дело берется такой специалист в этом вопросе, как Баян Есентаева. Кстати, в фильме на пренебрежительную и неосторожную реплику одного из персонажей: «Нет в Алматы нормальных продюсеров», – следует молниеносный ответ: «Как! А Баян Есентаева?!». Да ведь она из любой табуретки сделает звезду.

Тут непременно надо сказать вот что. Стараниями ТВ у нас давно изменились жизненные установки. Личная жизнь каждого из нас как бы ушла на второй, на третий план. Народ у телеящика с захватывающим интересом следит за жизнью звезд. А телеящик с готовностью информирует, кто из них с кем переспал, кто с кем развелся, кто и с кем в очередной раз собирается идти под венец, кто кому и от кого родил ребенка. И мы готовы возмущаться поведением суперзвезды, сверхмодного певца и по совместительству одного из мужей примадонны, когда тот оттаскал за волосы очередную розовую кофточку или повредил ей макияж. Нам как бы невдомек, что розовая кофточка, потакая нашему же стремлению дойти «до оснований, до корней», во что бы то ни стало заглянуть в замочную скважину, полезла к нему едва ли не за пазуху, чтобы пощупать его исподнее…

Так что Баян Есентаева – явление закономерное и чаемое у нас на ТВ. Другое дело – как она справляется со своей ролью новой звезды, но тут уж не взыщите. Как говорил милейший гоголев­ский Манилов, разносолов не держим, но щи – от души! Тем более что в бесконечной череде безголосых мальчиков и девочек, дергающихся и прыгающих на телеэкране (имя им легион, откуда они только берутся?), Баян не суетится, держит позу, ведет себя и впрямь как примадонна.

То, что она сама звезда, повторяю, у нее самой не вызывает сомнений. Но, как заявляет Баян в своих интервью, она готова поставлять на рынок шоу-бизнеса новые звезды (господи, а куда же девать тех – дрыгающихся, прыгающих?). То есть, являясь сама звездой и будучи главным специалистом по штамповке звезд, она готова явить нам феномен – стать фабрикой звезд. Видимо, девушка заигралась и так вжилась в образ своей герои­ни из «Коктейля для звезды», что уже и в реальной жизни не может выйти из этого образа. Тем более что в фильме она даже не изменила своего имени и своей фамилии. Фильм вроде бы художественный («над вымыслом слезами обольюсь»), а по экрану ходит вполне себе реальная Баян Есентаева, демонстрируя свою обыденную жизнь в профессии.

Но ей этого мало. Она взялась снимать «Коктейль-2″ («Гашык журек») – как бы продолжение первого фильма, теперь уже в 25 сериях. Причем (и в этом главная фишка!), среди всех прочих сюжетных линий красной нитью проходит подробнейшее описание того, как она снимает этот фильм. Заклинило человека.

Мы даже убираем с повестки дня вопрос о гордыне: ну не может даже самая заштатная знаменитость звездить вполнакала! Более того, история о том, как снимается фильм, может быть и впрямь захватывающе интересной. Но то, что нам явлено в 25-серийном фильме (а по телеканалу «Ел Арна» уже прошло около 20 серий), настолько приземленно, тоскливо, неизобретательно и скучно, что недоумеваешь: зачем все это, кому это нужно? При этом все, что связано с главной героиней сериала по имени – сами понимаете – Жулдыз (ей, надо полагать, предстоит судьбоносная встреча в финале с самой Баян Есентаевой, после чего звезда и вспыхнет) – так вот, все, связанное с мытарствами детдомовки Жулдыз, местами, не Бог весть как, но цепляет интерес зрителя, и сосредоточь Баян весь свой драйв в этом секторе, оно, глядишь, нашло бы путь к нашим сердцам. Но вся эта эпопея со съемками фильма в самом фильме как черная дыра ведет к аннигиляции усилий сценаристов и режиссера. Потуги на исключительность Баян как продюсера и в первом «Коктейле…» были шиты белыми нитками, но ввиду ограниченности времени (фильм шел часа полтора, не более того) зритель эти нитки разглядеть не успевал. И потом, там была какая-то динамика в развитии действия, опять же в силу ограниченности времени. А вот когда историю понадобилось размазать на 25 серий и пришлось предельно замедлять темп повествования, явилась нарочитая неспешность, все белые нитки полезли наружу, и зритель­ский интерес стал таять, как туман поутру.

Вообще, само появление Баян Есентаевой как персонажа в первых сериях вызывает недоумение. Самонадеянная, амбициозная особа, являясь в самых неожиданных местах, пытается навязать свои проекты, значимость которых известна лишь ей самой. Всякий раз ее аккуратно, технично и поделом выпроваживают, но она как трамвай гнет свою линию. Удалось ли ей всучить кому-либо какой-либо из своих проектов, остается неясным. Она бы так и мыкалась в сериале не у дел, но где-то к десятой серии у нее возникает суперпроект. Величаво, в красивой позе сидя у окна, она вдруг объявляет подругам:

- Все. Надоело! Хочется чего-то нового, необычного…

Неясные томления почти по Салтыкову-Щедрину: хочется то ли севрюжины с хреном, то ли конституции. Ан нет! Она уже определилась:

- А давайте-ка начнем снимать кино.

Все доводы против – тут и профессиональные навыки нужны, и деньги немалые – отметаются прочь. И вот уже идет кастинг, все претендент­ки на роль, как на подбор, неотесанные дылды, ни голоса, ни слуха. Баян царит, одаривая всех цветами красноречия:

- Так, зовут тебя Джамба. Имя оставим, менять не будем. Что-нибудь такое нам сваргань?

Она не утруждает себя изобретением изысканных ситуаций. Насильник? Ударь его сковородкой по башке, он это заслужил. Бесцеремонность – стиль ее работы. Вот она с возмущением отбрасывает в сторону страницу сценария:

- Какая чушь! «Ну что ты сидишь, пригорюнился?». Разве так разговаривают люди?

Скудость ее лексикона порой поражает, и закрадывается мысль о довольно низком интеллекте героини Баян Есентаевой, играющей Баян Есентаеву. Вообще, чтобы сыграть набитую дуру, надо обладать незаурядным умом. Но героиня Есентаевой изо всех сил пытается изобразить умную женщину, волевую, талантливую и вообще – звезду. То есть она даже и не играет – она живет на телеэкране, являя себя, очевидно, такой, какая она есть в жизни. Но неужели сама она на съемочной площадке столь же безаппеляционна и груба, если не сказать хамовата? Причем, не скрывая этого, а напротив, этим даже бравируя. Неужели и в жизни ее лексикон столь же убог и неизобретателен, как у ее героини? А героиня ее в речестрое порой напоминает, извините, биндюжника. Еще мгновение, и она начнет, чего доброго, «ботать по фене», считая, что именно так долж­ны разговаривать в жизни нормальные люди. Одно словечко «братан» чего стоит! Надо полагать, по Баян Есентаевой, что за этим словом стоят все 10 лет тюрьмы – или сколько там дали отцу Жулдыз по ложному обвинению в убийстве жены? Баян, дорогая! Раскройте Мопассана «Лунный свет», прочтите эти три-четыре страницы, даже не в оригинале, он прекрасно звучит и на русском, и на казахском. Да что там Мопассан! Прочтите на сон грядущий страницу-другую Ауэзова, Нурпеисова, и вы увидите, как многозвучен и богат язык во всех его жизненных проявлениях. Даже в низменных, к которым у вас такая неодолимая тяга. Тогда уж почитайте Бабеля. Чего стоит одна лишь фраза: «Теперь ты понял, босяк, что такое любовь?» из его рассказа «Ги де Мопассан». Это вам не «братан» и не «сварганить».

Нет, у Баян Есентаевой не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Запали в душу кадры из сериала: девочка, бегущая памятью в пространстве дня в поисках погибшей мамы. Вот настоящее кино, оно проблесками встречается в сериале. С надеждою ждешь продолжения. А продолжения нет.

Мой добрый приятель, замредактора одной из газет, просмотрев очередную серию «Коктейля…», хватается за голову:

- На что идут деньги налогоплательщиков?..

- При чем тут налогоплательщики?

- При том. Канал «Ел Арна» приобрел этот сериал? Приобрел. Его показывают в прайм-тайм, а это, между прочим, тоже дорого стоит. Ладно бы шла речь о частном канале. На что там тратят деньги, их личное дело. Но «Ел Арна» – канал государственный…

Сериал Есентаевой как поезд курьерский неостановим, он благополучно домчит до 25-й серии. А Баян Есентаева уже сумела, поди, говоря ее же словами, «сварганить» очередные 25 серий «Коктейля-3″, обогатив новыми подробностями всю эту развесистую клюкву про то, как она снимает кино. Тут форс-мажорная ситуация, вседозволенность вездесуща, как бесы в одноименном романе Достоевского, и я далек от мысли сделать невозможное – им противостоять. Я далек от мысли, что мне удастся остановить этот гламурный убогий рассказ теледивы, ее победное шествие по телеэкрану. Рассказ про то, как она снимает кино о том, как она опять же снимает кино – про саму себя. Но надо хотя бы назвать своими словами этот торжествующий самовлюбленный примитив на грани пошлости.

Впрочем, на этот счет есть и другое мнение.

И это все о ней?

Баян Есентаева как порождение нашего шоу-бизнеса и как зеркало казахстанского ТВГульнара Абикеева, киновед: Не понимаю, почему пошли нападки на Баян Есентай? Потому что человек позиционирует себя как сильная, красивая женщина? Потому что она открыто говорит о том, что она продюсер? Или потому, что она называет себя в кино своим именем?

Я прекрасно помню ее дебют в кино – 1993 год, главная роль в мелодраме Талгата Теменова «Станция любви». Тогда ее фамилия писалась на советский манер – Есентаева. Ее партнером был Кубанычбек Адылов – прекрасный актер и режиссер. Кстати говоря, буквально недавно его работа в немецком театре в качестве режиссера была признана лучшей на театральном фестивале центрально-азиатских театров, который проходил в Алматы. А роль в кыргызском фильме «Влюбленный вор» была просто блестящей. С тех пор прошло почти двадцать лет. Теперь наступило их время, и они блистают каждый в своей области. Баян заявила себя как сильный продюсер и как медийная звезда, Кубанычбек – как великолепный актер и глубокий режиссер.

Но разговор у нас сейчас о Баян. Легко себе представить, что после съемок в фильме «Станция любви» она ожидала, что мир кино будет у нее ног, и она будет сниматься постоянно. Вместо этого наступила долгая пауза – почти в двадцать лет. Но это время Баян активно боролась за свой имидж, сохраняла прекрасную форму и в конце концов доросла до продюсера. Вспоминаю несколько наших встреч в течение этих лет: то она работала на канале «Рахат» – ведущей женской программы «Шпилька», то на 31-м канале. Потом она стала музыкальным продюсером. Все это были непростые ступени роста и позиционирования себя в медийном пространстве. И так случилось, что всеобщее признание принесло ей не телевидение, как этого следовало ожидать, а фильм – «Коктейль для звезды», где она сыграла саму себя.

Когда этот фильм только вышел на экраны кинотеатров в 2010 году, я писала о том, в чем мне видится феномен этой картины. Во-первых, это беспроигрышная история Золушки. Только в роли богатого принца для бедной девушки из интерната выступает женщина-продюсер и осуществляет все те мечты, о которых может мечтать любой молодой человек: слава, деньги, квартира, комфорт и признание. Браво сценаристу Данияру Кумисбаеву! Учитывая, что он же автор сценария фильма «Ирония любви», которая также имела в том году хороший коммерческий успех, его можно было бы назвать лучшим сценаристом 2010 года. Второй компонент зрительского успеха фильма – это ориентированность на две категории зрителя – казахско­язычного и русскоязычного. Герои фильма говорят на обоих языках – смелое и неожиданное решение, при этом в картине много иронии в сторону шала-казахов, хотя на самом деле это история о том, как шала-казах продюсер, которую замечательно сыграла Баян Есентай, делает звездой аульную казашку. Поэтому и третий главный герой – виртуальный принц певец Мейрамбек Бесбаев был выбран из среды казахскоязычной эстрады. Ничего не скажешь, точный маркетинговый ход. В третьих, конечно, сфера шоу-бизнеса и ее кухня всегда являются привлекательными для зрителя. В-четвертых, хороший профессиональный уровень картины. И, наконец, в-пятых, юмор – то, чего всегда не хватало казахскому кино. В-шестых, мы уже привыкли к тому, что наши казахстанские картины не окупаются в прокате. «Коктейль для звезды»-1 не только окупился, но и заработал миллион долларов, что превысило бюджет фильма как минимум в три раза.

К сожалению, я не смотрю телесериал «Коктейль для звезды», и второй фильм мне понравился гораздо меньше первого. И в целом, конечно, хотелось бы, чтобы поиск продюсера шел в разные стороны, а не тиражировалась одна удачная находка, но, видимо, таковы условия заказа. Гораздо легче пойти по пути накатанного успеха, чем рисковать запускать нечто новое. Но я верю, что Баян как продюсер не останется продюсером одного успешного фильма, а найдет новые темы и новых талантливых исполнителей своих идей, потому что уж очень непростой была дорога к обретению себя.

 

Автор: Адольф АРЦИШЕВСКИЙ

 



Источник: Сайт газеты «Central Asia Monitor»

Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz/novosti/kazakhstan/751841-bayan-esentaeva-kak-porozhdenie-nashego-shou-biznesa-i-kak-zerkalo-kazahstanskogo-tv.html

11.июня.2013 | Автор: Мерген |

нормальные кинчики...чо пристали...конкуренты наверное заказали...пипл схавал за милую душу...молодцы-ы-ы!



13.августа.2013 | Автор: Асхат |

Теперь звездам запрещено быть высокомерными?
Хаять человеческие качества и его моральные ценности можно вечно, но придти к какому-либо осмысленному выводу - невозможно в принципе.
Ну, а по поводу словарного запаса и ее лексикона... Если не знаешь до чего докапаться, докапайся до грамматики и незаурядности слов!





Популярное