Палеонтологи перевернули представления о длинношеих динозаврах

Шея гигантских длинношеих динозавров была направлена не горизонтально, как принято было считать до сих пор, а вертикально. Такое заключение было сделано группой британских палеонтологов, опубликовавших свою работу в журнале Acta Palaeontologica Polonica. Коротко об исследовании пишет газета The Guardian.

Гигантские травоядные ящеры зауроподы обитали на Земле в юрском и меловом периодах. На основании найденных останков зауроподов ученые воссоздали их предположительный внешний вид. Палеонтологи заключили, что эти динозавры передвигались на четырех ногах, а их длинная шея была направлена вперед (см. иллюстрацию к новости).

Авторы нового исследования анализировали положение шеи различных животных. Ученые показали, что шея большинства современных наземных позвоночных имеет S-образный изгиб, направленный вверх. Однозначно заключить, что шея имеет именно такое строение, анализируя только скелеты, невозможно. Исследователи считают, что зауроподы также не были исключением: их скелет был устроен сходным образом и шея "смотрела" вверх.

Новая работа была неоднозначно воспринята научным сообществом. Часть ученых считает, что приведенные доказательства корректны и традиционное представление о зауроподах ошибочно. Другие же полагают, что огромное количество палеонтологов и сотрудников музеев, собиравших скелеты из найденных костей, не могли неправильно присоединять шею. Кто-нибудь из них должен был заметить несоответствие раньше.

Интересно, что совсем недавно вышла работа, в которой доказывается ровно противоположная точка зрения. Ее авторы считают, что зауроподы не могли держать шею поднятой вверх, так как мощности их сердца не хватило бы, чтобы поддерживать в шее и голове нормальный кровоток.