Биопринтер впервые научили печатать пригодные для пересадки человеку ткани

Ученые создали биопринтер, способный печатать полноразмерные и стабильные ткани для организма человека. Это изобретение убирает существенные препятствия на пути к созданию бионапечатанных органов, пригодных для трансплантации пациентам, сообщается в журнале Nature Biotechnology.

3D-биопринтеры — это машины, печатающие клетки слой за слоем с целью создания работоспособного органа (или участка ткани). Однако пока напечатанные объекты остаются слишком хрупкими для имплантации человеку. Кроме того, они лишены кровеносных сосудов, отчего их размер диктуется пределом диффузии кислорода и питательных веществ (200 микрон).

Энтони Атала (Anthony Atala) и его коллеги укрепили клетки, напечатав их вместе с биоразлагаемым полимером, придающим ткани механическую прочность. Для доставки питательных веществ они разработали систему микроканалов — это позволило резко увеличить размер напечатанных органов.

Наконец, ученые адаптировали биопринтер к индивидуальным потребностям пациентов: его программа сначала строит трехмерную модель нужного органа (или участка ткани), а затем печатает в соответствии с этой моделью. В исследовании описывается возможности аппарата изготавливать кости, хрящи и мышцы скелета на основе клеток мышей, кроликов, крыс и человека.