Гигантские вирусы назвали четвертой ветвью жизни

Ученые из Марселя обнаружили у гигантских вирусов геномные кассеты CRISPR, связанные с защитной функцией и наблюдаемые ранее у прокариот. Это, по мнению специалистов, позволяет отнести вирусы с CRISPR к промежуточным формам жизни (между бактериями и вирусами). Исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает Nature News.

CRISPR представляет собой геномные кассеты в ДНК прокариот (то есть бактерий и архей — безъядерных одноклеточных организмов), которые сохраняют информацию о вирусных и плазмидных атаках на клетку. Клетка с CRISPR вычленяет у противника фрагмент генома, встраивает его в свою ДНК и таким образом вырабатывает иммунитет от чужеродного ДНК.

В своей работе ученые проанализировали 60 штаммов мимивирусов — гигантских вирусов, капсид (внешняя оболочка) которых достигает в диаметре 0,5 микрона, что позволяет наблюдать их в оптический микроскоп. Биологи впервые обнаружили у таких организмов аналог CRISPR-иммунитета, характерного для прокариот.

Это укрепляет точку зрения биологов о том, что мимивирусы представляют собой четвертую ветвь жизни, наряду с бактериями, археями и эукариотами (организмами, в клетках которых есть ядро). Генетики полагают, что гигантские паразиты могут быть связаны с вирусами натуральной оспы, от которой их отличает возможность самостоятельного производства аминокислот и белков.