В Африке нашли огромные топоры каменного века

Археологи, работающие в высохшем озерном бассейне Макгадикгади в Ботсване, обнаружили четыре огромных каменных топора. Находка ученых описана в пресс-релизе Оксфордского университета.

Около двух миллионов лет назад бассейн Макгадикгади был заполнен водой. Площадь озера составляла, по разным оценкам, от 66 до 80 тысяч квадратных километров. Около 20 тысяч лет назад Макгадикгади начало постепенно высыхать. В настоящее время территория озера большей частью лишена воды.

Огромные каменные топоры - их длина превышает 30 сантиметров - ученые обнаружили на территории, которая когда-то была затоплена. Первый топор был найден еще в 1990-х, однако сообщения о находке появились только сейчас. Помимо топоров археологи обнаружили на дне высохшего озера множество более мелких орудий. Их возраст пока точно не определен, но авторы исследования полагают, что он находится в пределах от 150 до 10 тысяч лет.

Ученые считают, что их работа заставляет пересмотреть представления о том, как древние люди осваивали озера. До сих пор считалось, что человек селился только рядом с полноводными водоемами. Новое исследование показывает, что люди каменного века могли рассматривать пересыхающие озера как перспективное место для охоты. Авторы полагают, что охотники подстерегали животных, приходящих на водопой к мелким водоемам, оставшимся на месте когда-то глубокого озера.

Совсем недавно другой коллектив исследователей обнаружил самые старые каменные топоры в Европе. Возраст найденных орудий, оцененный с использованием технологии палеомагнитной датировки, составил 900 тысяч лет. Предыдущие методы оценки, основанные на анализе технологии изготовления топоров, давал цифру 200 тысяч лет. Самые древние из известных археологам инструментов были изготовлены жителями Африки около 1,4 миллиона лет назад.