Курсы валют
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан

Найдены ключевые для развития речи гены

Исследователи определили отличия в "работе" так называемого гена речи - Foxp2 - у человека и шимпанзе. Эти данные в будущем помогут специалистам понять, как у людей развилась речь. Работа авторов опубликована в журнале Nature. Коротко ее результаты описывает Wired.

Ген Foxp2 привлек внимание ученых в 2001 году, когда было показано, что мутации в нем вызывают у людей серьезные расстройства речи. Кодируемый этим геном белок FOXP2 является транскрипционным фактором, то есть, он запускает работу других генов. Белки FOXP2 у человека и шимпанзе отличаются всего на две аминокислоты, и тем не менее, обезьяны говорить не могут.

Авторы новой работы построили карту генов, активация или дезактивация зависит от Foxp2. Для этого они создали линии клеток Homo sapiens, у которых можно было включать и выключать "ген речи". Исследователи определили, какие гены "отвечают" на изменение работы Foxp2. После этого ученые заменили в клетках человеческий Foxp2 на ген Pan paniscus (шимпанзе) и вновь провели измерения. Затем авторы повторили опыт, используя клетки мозга человека. В общей сложности, Foxp2 по-разному влияет на работу 116 генов, уточняет портал ScienceNOW.

Результаты новой работы не очень хорошо согласуются с результатами, полученными ранее другими группами ученых. Авторы не исключают, что расхождение может объясняться тем, что в предыдущих исследованиях использовались другие типы клеток. Несколько экспертов сошлись на том, что для окончательного подтверждения результатов опыт необходимо будет повторить с использованием большего числа клеточных линий.