У бактерий нашли обоняние

Группа ученых представила доказательства того, что у бактерий есть чувство обоняния. Статья исследователей появилась в журнале Biotechnology Journal, а коротко о работе пишет портал Nature News.

Исследователи работали с почвенными бактериями Bacillus licheniformis. Изначально ученые не планировали изучать обоняние микроорганизмов - основной целью их экспериментов было исследование процессов формирования биопленок. Биопленки представляют собой сообщества бактерий, соединенных через слизистое вещество, которое они выделяют.

Ученые выращивали колонии бактерий в 96-луночных плашках. B. licheniformis в правой половине плашки росли на среде, которая обычно стимулирует образование биопленок, а микроорганизмы в левой половине обитали в питательной среде, не содержащей "триггеров" формирования биопленок. Ученые обратили внимание, что в правой половине плашки образование биопленок наиболее активно шло в тех лунках, которые находились ближе всего к левой половине.

Специалисты предположили, что бактерии реагируют на аммиак, выделяемый B. licheniformis из левой половины. Это вещество является типичным продуктом метаболизма микроорганизмов, растущих на богатой питательными веществами среде. Дополнительные опыты подтвердили, что B. licheniformis действительно начинают активно формировать биопленки, если рядом есть источник аммиака, но непосредственного контакта с NH3 у них нет.

В биопленках бактерии больше защищены от действия факторов окружающей среды, поэтому авторы новой работы предположили, что B. licheniformis начинают выделять слизистое вещество в присутствии запаха аммиака для того, чтобы подготовиться к встрече и конкуренции с теми бактериями, которые произвели NH3. Эту гипотезу ученые рассказали корреспонденту портала BBC News.

Впрочем, коллеги авторов отнеслись к их работе скептически. Оппоненты отмечают, что приведенных в статье данных недостаточно для того, чтобы однозначно заключить, что бактерии реагируют именно на запах аммиака. Это вещество при соединении с растворами изменяет их pH, понижая кислотность. Критики считают, что аммиак мог приводить к закислению среды, где росли бактерии, и именно изменение pH было тем сигналом, на который они реагировали. Авторы не отрицают, что понижение кислотности среды может играть некую роль в наблюдаемом ими явлении, хотя и добавляют, что в среде содержался буфер - вещество, которое препятствует быстрому изменению pH.

Ученые утверждают, что им впервые удалось показать важность обоняния в жизни бактерий. Однако совсем недавно другой коллектив исследователей опубликовал работу, в которой показал, что в геноме бактерий содержится множество генов, отвечающих за восприятие тех или иных химических соединений. С другой стороны, генетическим анализом нельзя выяснить, действительно ли эти гены отвечают за аналог человеческого обоняния или все же за аналог вкуса (то есть ощущения вещества при непосредственном контакте с ним).