Ученые выяснили секрет летающих змей

Ученые выяснили, каким образом некоторые змеи практически "летают" по воздуху - планируют с высоты до 15 метров на существенное расстояние. Итоги своего исследования специалисты представили на встрече отделения динамики жидкостей Американского физического общества, которая проходила в городе Лонг-Бич в Калифорнии. Коротко работа описана на портале LiveScience.

Способность парить по воздуху есть у пяти родственных видов так называемых летающих змей, в частности у Chrysopelea paradisi. Прыгая с веток, они могут перемещаться на расстояние как минимум 24 метра. Точный механизм "полета" змей был неизвестен, хотя некоторые специалисты предполагали, что они парят так же, как воздушные змеи или бумажные самолетики.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы новой работы снимали на видео змей, прыгающий с 15-метровых возвышений. Для анализа их движений ученые прикрепляли на тело животных несколько белых отметок, по которым могли точно определить положение частей тела змеи в пространстве при просмотре полученных кадров. Используя полученную информацию, специалисты получили модель перемещений C. paradisi. Здесь можно посмотреть видео испытаний.

Оказалось, что на непродолжительный срок змея не просто скользит по воздуху, а взмывает вверх, благодаря тому, что результирующая сила, действующая на ее тело, направлена вверх. Такого эффекта C. paradisi удается добиться, во-первых, за счет уплощенной формы тела, во-вторых, за счет фиксации верхней половины туловища, и, в-третьих, за счет изначального прыжка вверх, когда животное изгибается наподобие латинской буквы J.

Недавно другой коллектив ученых предложил модель, объясняющую, как могли летать птерозавры - вымершие крылатые ящеры, жившие одновременно с динозаврами. Некоторое время назад в среде палеонтологов стала набирать популярность гипотеза о том, что эти существа не могли отрываться от земля из-за большой массы (она могла превышать 500 килограммов).