Обнаружено поедающее экскременты летучих мышей хищное растение

Ученые обнаружили хищное растение, которое питается преимущественно экскрементами летучих мышей. Свою находку исследователи описали в статье в журнале Biology Letters, а коротко о работе пишет портал ScienceNOW.

Хищные растения известны ботаникам давно - всего ученые классифицируют около 650 их видов. Nepenthes rafflesiana elongata, который изучали авторы новой работы, относится к семейству непентовых, представители которых несут особые кувшинчатые листья, куда попадают насекомые. Жертвы не могут выбраться из кувшина со скользкими стенками и перевариваются растением. Исследователи обратили внимание, что в кувшины N. r. elongata попадает в среднем в семь раз меньше насекомых, чем в кувшины других представителей семейства. Кроме того, авторы обратили внимание, что внутри кувшинов часто обнаруживались летучие мыши вида Kerivoula hardwickii - длина их тела обычно не превышает четырех сантиметров.

Ученые в течение семи недель регулярно осматривали кувшины 223 N. r. elongata, произрастающих на острове Борнео. Оказалось, что в более чем четверти растений регулярно спят летучие мыши - причем иногда в кувшине находилась не одно животное, а, например, мать и ее детеныши. Чтобы подтвердить свою догадку, исследователи прикрепили к 17 мышам радиопередатчики, с помощью которых установили, что животные спят только в кувшинах непентесов.

Из остающихся в кувшине испражнений мышей растения извлекают азот, необходимый им для роста. Ученые провели изотопный анализ азота из листьев N. r. elongata и выяснили, что около трети от всего количества этого элемента растения извлекают из мышиных экскрементов.

Недавно другой коллектив исследователей выяснил еще одну необычную деталь биологии летучих мышей. Ученые работали с так называемыми "шепчущими" мышами, получившими свое имя за то, что издают очень тихие звуки. Авторы выяснили, что в действительности их "голос" по громкости сравним с громкостью трактора, работающего на расстоянии метра от наблюдателя. Но так как мыши испускают звуки в ультразвуковом диапазоне, человеческое ухо их не воспринимает.