Расшифрован геном орангутана

Ученые опубликовали черновой вариант последовательности ДНК орангутана - человекообразного примата, наряду с шимпанзе являющегося одним из ближайших родственников человека. Работа исследователей появилась в журнале Nature. Коротко она описана на портале ScienceNOW.

Авторы работали с ДНК, взятой от одиннадцати животных - шести обезьян, обитающих на Суматре, и пяти - на Борнео. Ученые сравнили полученные последовательности с ДНК человека и шимпанзе и пришли к выводу, что геном орангутана, по неясным пока причинам, изменялся намного меньше, чем геномы его ближайших родственников-приматов. Исследователи полагают, что такой генетический консерватизм может быть связан с низкой активностью ретротранспозонов - особых элементов ДНК, способных перемещаться по геному. Ретротранспозоны во многом способствуют появлению различных мутаций в геноме.

Еще одно заключение, сделанное авторами, - некоторые фрагменты ДНК, характерные для орангутана, сохранились в геноме человека, но исчезли из хромосом шимпанзе (орангутан отделился от общей ветви высших приматов, ведущей к человеку, около 12 миллионов лет назад, а шимпанзе - примерно 5-6 миллионов лет назад). Пока исследователи также не могут объяснить этот факт.

В 2005 году большой коллектив ученых опубликовал расшифровку генома шимпанзе. Последовательность ДНК человека была определена в 2001 году.