Поющие мыши запутали ученых

Две группы ученых пришли к противоположным выводам относительно природы пения у мышей - как выяснилось не так давно, эти грызуны постоянно издают звуки в ультразвуковом диапазоне. Обе работу опубликованы в журнале PLoS ONE - одна статья лежит тут, а вторая - тут. Коротко исследования описаны на портале Medical News Today.

Мыши - как взрослые, так и детеныши - активно используют звуки, не слышные человеческому уху, для общения друг с другом. Изучение этих звуков показало, что они во многом напоминают человеческое пение. В настоящее время у специалистов нет единой точки зрения относительно природы мышиного "пения". Часть ученых полагают, что грызуны обучаются правильно издавать звуки у старших животных, а другие исследователи уверены, что эта способность является наследственной.

Первая группа исследователей работала с одной линией мышей. Ученые записывали издаваемые грызунами звуки и затем анализировали полученные данные. Авторы выяснили, что с возрастом "пение" мышей становится более сложным, и заключили, что животные совершенствуют свои умения, обучаясь у старших.

Второй коллектив ученых исследовал две линии мышей, которые издают отличимо различные звуки из-за генетических мутаций. Специалисты подкладывали мышат из одной линии родителям из другой линии, а после того, как животные вырастали, авторы записывали и анализировали их "пение". Контрольные мышата воспитывались собственными родителями. Ученые определили, что мышата из разных линий издают звуки, характерные для конкретной линии, независимо от того, какие мыши их воспитывали. Авторы пришли к выводу, что определяющим фактором для выработки характерного "пения" является генетика.

Исследователи также прокомментировали работы друг друга. Ученые из первой группы заметили, что экспериментов, проведенных их коллегами, недостаточно для того, чтобы исключать важность обучения в развитии умения "петь". Представитель второй группы, в свою очередь, заявил, что усложнение издаваемых звуков с возрастом нельзя однозначно связать с обучением. Этот процесс может объясняться и генетическими причинами.