Личинки жуков изобрели колесо

Личинки жуков-скакунов в случае опасности сворачиваются в колесо и отдаляются на значительное расстояние, используя в качестве "тяги" ветер. Необычный способ передвижения насекомых был открыт группой ученых, опубликовавших свою работу в журнале PLoS One. Коротко об исследовании пишет New Scientist.

Авторы обнаружили, что личинки Cicindela dorsalis media могут очень быстро перемещаться, случайно - один из авторов работы задел ногой песчаную насыпь, в которой обитали личинки. Одна из них выскочила из песка, свернулась в кольцо и покатилась по песку.

Исследователи решили изучить движение личинок, записывая их перемещения на камеру с возможностью высокоскоростной съемки. Авторы выяснили, что личинка начинает движение, подпрыгивая в воздух - она сворачивает свое длинное тело в кольцо и ориентирует его в направлении ветра так, чтобы получить максимальное ускорение. Конечности личинки во время "качения" расставлены в стороны, вероятно, для поддержания баланса.

Ученые полагают, что таким способом личинки могут спасаться от паразитических ос, которые откладывают свои яйца в тела личинок. Однако эффективное движение возможно только по ровной поверхности песка - любые неровности, даже следы от ботинок, приводят к остановке личинки.

В 2009 году другой коллектив ученых обнаружил в пустыне Сахара новый вид пауков, которые также передвигаются необычным образом. Они перемещается по пустыне, совершая сальто через головной отдел.