Обед самого быстрого хищного растения засняли на видео

Ученым впервые удалось заснять на видео обед самого быстрого хищного растения на Земле - пузырчатки. Полученное кино можно посмотреть здесь, а краткое описание исследование приводит портал LiveScience. Сама статья исследователей опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Пузырчатки относятся к роду Utricularia, который является крупнейшим среди насекомоядных растений и распространен по всему миру. Эти небольшие растения обитают в пресных водоемах и влажной почве и ловят своих жертв (мелких насекомых и ракообразных) при помощи специализированных полых ловушек. Поглощение добычи происходит слишком быстро, чтобы детали процесса можно было увидеть невооруженным глазом.

Авторы новой работы снимали процесс питания пузырчаток при помощи скоростной камеры, способной регистрировать 10 тысяч кадров в секунду. Проанализировав полученное видео, специалисты смогли разобраться, как именно хищные растения ловят своих жертв. На первой стадии процесса особые органы выкачивают из ловушки воду, в результате чего давление в ней понижается по сравнению с давлением в окружающей среде. Входные ворота ловушки, на которых расположены чувствительные волоски, расширяются, и когда потенциальная еда случайно задевает их, стенки ловушки начинают сокращаться до тех пор, пока входные ворота не откроются и не втянут жертву вместе с водой внутрь.

Ловушка закрывается за половину миллисекунды (у другого растительного хищника - венериной мухоловки - это занимает около 100 миллисекунд). При этом она движется с ускорением около 600 g (g - ускорение свободного падения), и у жертвы практически нет шансов спастись. Для сравнения, космонавты внутри корабля "Союз" при приземлении испытывают перегрузки около 4g.

Недавно другой коллектив исследователей изучил биологию еще одного хищного растения - оказалось, что Nepenthes rafflesiana elongata питается преимущественно экскрементами летучих мышей. Посмотреть фотографии самых разных хищных растений можно тут.