Ученые нашли доисторическую химическую лабораторию

Представители Homo sapiens освоили сложные действия, требующие напряженной интеллектуальной работы на 20-30 тысяч лет раньше чем считалось. Такой вывод сделан в статье группы исследователей, опубликованной в журнале Science. Коротко о работе пишет газета The Guardian.

Ученые проводили раскопки в пещере Бломбос в Южной Африке - судя по сделанным находкам, представители H. sapiens жили там, начиная с периода 140 тысяч лет назад. Около 70 тысяч лет назад вход в пещеру был завален песком, и с тех пор она необитаема.

Специалисты обнаружили в пещере две пустые раковины относительно крупных моллюсков под названием морское ушко. Внутри раковины были покрыты желтым пигментом - охрой, а также мелкими останками костей и угля. Ученые считают, что в раковинах древние люди разводили краски для нанесения рисунков на лицо и тело, шкуры животных и стены пещеры. Рядом с раковинами были найдены приспособления из камней и костей, необходимые для размельчения и смешивания исходных компонентов. Ученые предположили, что обитатели пещер могли нагревать кости на огне и использовать растопленный жир в качестве закрепителя для красок.

На внутренних стенках раковин исследователи различили следы, оставленные некой жидкостью, - предположительно, водой или мочой. Авторы считают, что древние люди могли использовать жидкость для того, чтобы сделать краски менее густыми.

Доисторические наборы для рисования ученые находили и раньше, но в нынешней работе впервые описаны приспособления для получения красок из исходных компонентов и подготовки исходных материалов к работе.

Недавно другой коллектив исследователей, изучавших стоянки неандертальцев, совершил сходное открытие. Ученые выяснили, что Homo neanderthalensis еще 50 тысяч лет назад использовали разнообразную косметику, также производимую путем смешивания нескольких исходных ингредиентов.