Добыча рыб ускорила их изменчивость

Американские ученые установили, что промысловые виды живых организмов меняются значительно быстрее сородичей, добыча которых не ведется. Об этом сообщает новостное агентство Science NOW. Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

О том, что человеческая деятельность заставляет животных приспосабливаться, было известно достаточно давно. В рамках нового исследования ученые сравнивали скорости изменений, происходящих в 29 видах живых организмов (преимущественно промысловых рыб), на основании 34 научных работ. В частности, биологов интересовали изменения в размере и размножении.

Собранные данные ученые сравнивали с уже известными результатами аналогичных исследований видов, которые человеческая деятельность (в том числе и охота) затрагивает слабо, а также видав, попавших под влияние других факторов (изменение мест обитания, загрязнение).

В результате было установлено, что промысловые животные меняются в три раза быстрее своих диких собратьев и в полтора раза быстрее, чем виды, страдающие от других факторов человеческой деятельности.

Типичным примером изменений, происходящих в живых организмах вследствие добычи, является 20-процентное уменьшение средних размеров атлантической трески за последние 30 лет. Ученые считают, что это обусловлено нацеленностью человека на добычу самых крупных образцов. Кроме этого, в последние годы треска стала раньше размножаться.

По словам авторов исследования, необходимо дальнейшее изучение процессов изменения размеров различных видов под воздействием человеческой деятельности для того, чтобы выяснить, приводят ли эти изменения к появлению новых видов. Существует вариант, что они являются просто следствием адаптации организмов к окружающей обстановке (в отличие от эволюции адаптация обратима).