Хищное растение изобрело катапульту

Немецкие биологи обнаружили у австралийской росянки Drosera glanduligera скоростной механизм подбрасывания насекомых, напоминающий катапульту. Работа опубликована в журнале PLoS ONE, ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Как и все росянки, Drosera glanduligera ловит насекомых с помощью капель липучей жидкости, которые находятся на специальных отростках растения. Однако, в отличие от своих родственников, австралийское растение активно помогает насекомым увязнуть в каплях. Росянка подбрасывает своих жертв с помощью специальных отростков-щупалец в центр листа, откуда уже очень сложно выбраться.

Несмотря на то, что такое поведение растения было известно достаточно давно, никто до сих пор не изучил его механизм в лаборатории.

Когда авторы публикации установили микроскоп и записали на видео движения растения, оказалось, что катапульта срабатывает всего за 75 миллисекунд (для сравнения: моргание занимает 350 миллисекунд). При этом растение развивает скорость, равную 17 сантиметрам в секунду. Ловушки другого известного хищного растения - венериной мухоловки - складываются медленнее.

Отростки, подбрасывающие насекомых, способны срабатывать только один раз. Взамен уже использованных катапульт, росянке приходится отращивать новые.

Скоростное движение отростков объясняется резким изменением давления воды в их основании между разными клетками. Впрочем, как именно это происходит, ученые пока не выяснили.

Хищные растения используют ловушки для того, чтобы компенсировать таким образом недостаток минеральных веществ, прежде всего азота. Известны растения, которые поглощают насекомых, экскременты или даже летучих мышей. Некоторые насекомоядные растения даже вступают в кооперацию с другими насекомыми, которые помогают им поедать своих собратьев.