Ученые объяснили механизм передачи фобий по наследству

Младенцы учатся бояться определенных объектов с самых первых дней жизни — просто вдыхая запах своей матери. Благодаря эксперименту с крысами ученым стало понятно, как травматический опыт матери влияет на детеныша (даже если она пережила его за много лет до беременности). О новом механизме передачи фобий по наследству рассказали авторы статьи в последнем номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи заставили подопытных крыс бояться запаха мяты, вызывая устойчивую ассоциацию между этим ароматом и ударами тока. Потом крысы забеременели, родили детенышей. Одновременно ученые вырастили контрольную группу крысят, у чьих матерей не выработалась такая реакция. После этого крысам и их детенышам из обеих групп дали почувствовать «запах страха». Бояться мяты начали только крысята первой группы. Более того, реакция страха включалась даже когда матери не было рядом с детенышем.

Ученые смогли локализовать «врожденные» страхи в миндалевидном теле (амигдале) мозга. Известно, что в зрелом возрасте этот участок мозга играет основную роль в распознавании внешних угроз и реакции на них. Вполне логично предположить, что там же происходит и формирование новых страхов.

Когда крысятам дали препарат, блокирующий деятельность миндалевидного тела, перенятый у матерей страх перед запахом мяты у них исчез. Благодаря этому открытию ученые надеются предотвратить наследование иррациональных и вредоносных фобий и у людей.

«В первые дни жизни младенцы еще неспособны самостоятельно распознавать опасности в мире вокруг них. Источником информации о том, чего надо бояться, для них является мать — ее опыт они перенимают автоматически. И такие реакции "застревают" в мозгу надолго в отличие от большинства воспоминаний младенчества», — рассказывает ведущий автор исследования Яцек Дебец (Jacek Debiec), нейрофизиолог Мичиганского университета.